Приказ Минтранса РФ от 13.02.2013 №36
Требования к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства
Приложение №1
Требования к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства
(утв. приказом Минтранса РФ от 13 февраля 2013 г. N 36)
Приложение №1
I. Общие положения
II. Функции тахографа и требования к его конструкции
III. Требования к картам для тахографа
IV. Требования по защите информации
V. Требования к тахографу, картам, блоку СКЗИ тахографа при их выпуске, активизации, эксплуатации и утилизации
VI. Загрузка данных на внешние носители
I. Общие положения
1. Требования к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, (далее - Требования), разработаны с целью обеспечения тахографами непрерывной, некорректируемой регистрации информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств.
2. В состав тахографа входит бортовое устройство и следующие внешние компоненты:
1) карты тахографа (далее - карты);
2) датчик движения;
3) антенна для приема сигналов глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС и GPS (далее - ГНСС);
4) антенна для приема и передачи сигналов GSM/GPRS (в случае включения в состав бортового устройства связного модуля);
5) комплект монтажных частей для соединения компонентов тахографа и их установки на транспортном средстве.
3. Бортовое устройство имеет защищенный от вскрытия опломбированный корпус и содержит внутри него:
1) устройство обработки данных;
2) программное обеспечение для устройства обработки данных, записанное на электронные носители информации;
3) программно-аппаратное шифровальное (криптографическое) средство (далее - блок СКЗИ тахографа), реализующее алгоритмы криптографического преобразования информации и обеспечивающее:
- аутентификацию;
- регистрацию информации в некорректируемом виде в защищенной памяти (далее - защищенный архив блока СКЗИ тахографа);
- хранение информации ограниченного доступа, используемой для создания электронной подписи и проверки электронной подписи (далее - ключевой информации), и аутентифицирующей информации;
- преобразование сигналов ГНСС в данные о текущем времени и о координатах местоположения транспортного средства в некорректируемом виде;
4) блок памяти бортового устройства для хранения данных, не требующих регистрации в некорректируемом виде;
5) связной модуль (необходимость включения связного модуля в состав бортового устройства определяется организацией-изготовителем тахографов);
6) датчики ускорения (необходимость установки определяется организацией-изготовителем тахографа);
7) два устройства ввода карт (считывающие устройства);
8) средство отображения информации (дисплей);
9) печатающее устройство;
10) кнопку аварийной ситуации (в случае включения в состав бортового устройства связного модуля);
11) средства визуального и звукового предупреждения;
12) разъем для выполнения сервисных функций, загрузки (выгрузки) данных;
13) разъемы для подключения бортового устройства к транспортному средству;
14) разъем для подключения к бортовому устройству антенны для приема сигналов ГНСС;
15) разъем для подключения к бортовому устройству антенны для приема и передачи сигналов GSM/GPRS (в случае включения в состав бортового устройства связного модуля);
16) слот для SIM-карты (необходимость слота для SIM-карты в составе бортового устройства определяется организацией-изготовителем тахографов);
17) средства ввода информации в тахограф (клавиатура).
4. Типы карт тахографа:
1) карта водителя - обеспечивает идентификацию и аутентификацию водителя с использованием шифровальных (криптографических) средств, а также хранение данных о деятельности водителя;
2) карта контролера - обеспечивает идентификацию и аутентификацию контрольного органа и соответствующего сотрудника контрольного органа (владельца карты) с использованием шифровальных (криптографических) средств;
3) карта мастерской - обеспечивает идентификацию и аутентификацию держателя карты с использованием шифровальных (криптографических) средств;
4) карта предприятия - обеспечивает идентификацию и аутентификацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств (далее - транспортные предприятия), с использованием шифровальных (криптографических) средств, установку блокировки (ограничения) доступа к данным тахографа и данным карт водителей.
5. Тахограф обеспечивает целостность и достоверность информации, регистрируемой в памяти тахографа в некорректируемом виде, на основе применения квалифицированной электронной подписи, а также возможность гарантированного выявления ее корректировки или фальсификации по результатам проверки информации, зарегистрированной в памяти тахографа.
6. Тахограф обеспечивает внесение в блок СКЗИ тахографа с использованием карты мастерской установочных данных, включая идентификационные данные транспортного средства и квалифицированные сертификаты ключей проверки электронной подписи (далее - квалифицированный сертификат) блока СКЗИ тахографа (далее - активизация тахографа).
7. Тахограф, прошедший процедуру активизации, функционирует в следующих режимах:
1) рабочий режим - режим вождения транспортного средства (регистрация режимов движения, труда и отдыха водителей, а также регистрация событий, сбоев, неисправностей), активируется картой водителя;
2) режим контроля - режим проверки деятельности водителя (при остановке транспортного средства в пунктах контроля на дорогах), активируется картой контролера;
3) режим корректировки установочных данных - режим внесения изменений в идентификационные данные тахографа, активируется картой мастерской;
4) режим предприятия - режим проверки деятельности водителя, а также проверки параметров (характеристик) транспортного средства, его пробега и скоростного режима, активируется картой предприятия.
II. Функции тахографа и требования к его конструкции
8. Тахограф при работе с картами обеспечивает:
1) регистрацию фактов ввода и извлечения карт;
2) определение типа карты и контроль срока ее действия;
3) разграничение доступа к управлению функциями и данным тахографа в зависимости от типа вставленной в него карты;
4) взаимную аутентификацию карты и блока СКЗИ тахографа с использованием шифровальных (криптографических) средств;
5) запись в память карты информации в некорректируемом виде;
6) механическую блокировку карты после её ввода в слот тахографа;
7) извлечение карты водителя только при остановке транспортного средства и после записи данных о деятельности водителя из тахографа в память карты.
9. Тахограф в рабочем режиме:
1) при наличии данных, получаемых от ГНСС, во всем диапазоне допустимых скоростей транспортного средства определяет скорость движения транспортного средства с погрешностью не более 0,5 километра в час при геометрическом факторе ухудшения точности по вектору положения <3;
2) осуществляет регистрацию в некорректируемом виде значения скорости движущегося транспортного средства не реже одного раза в секунду;
3) при отсутствии данных, получаемых от ГНСС, определяет значение скорости транспортного средства на основе импульсов, получаемых от датчика движения;
4) при скорости движения транспортного средства более 1,8 километра в час или при получении от датчика движения не менее одного импульса в секунду в течение не менее пяти секунд осуществляет регистрацию факта движения транспортного средства;
5) при наличии данных, получаемых от ГНСС, осуществляет на их основе автоматическое уточнение коэффициентов соответствия между скоростью транспортного средства, пройденным им путем и количеством (частотой) импульсов, подаваемых датчиком движения;
6) осуществляет регистрацию фактов автоматических уточнений коэффициентов соответствия между скоростью транспортного средства, пройденным им путем и количеством (частотой) импульсов, подаваемых датчиком движения, в случае если указанный коэффициент соответствия изменен более чем на 10%;
7) при наличии данных, получаемых от ГНСС, определяет координаты местоположения транспортного средства с погрешностью не более трёх метров (круговое вероятностное отклонение) при геометрическом факторе ухудшения точности по вектору положения <3;
8) осуществляет не реже одного раза в секунду регистрацию в некорректируемом виде значения координат местоположения движущегося транспортного средства;
9) при движении транспортного средства определяет расстояние, пройденное в течение суток транспортным средством, с погрешностью не более 0,1 км и осуществляет не реже одного раза в секунду его регистрацию;
10) при движении транспортного средства осуществляет не реже одного раза в секунду регистрацию данных, соответствующих полному расстоянию, пройденному транспортным средством (пробегу).
10. Тахограф обеспечивает:
1) при наличии данных, получаемых от ГНСС, прием информации о точном значении времени, календарной дате и координатах местонахождения транспортного средства;
2) вывод на дисплей в цифровом виде календарной даты и значения времени UTC с погрешностью не более одной секунды;
3) возможность изменения выводимого на дисплей значения времени для установки местного времени с учетом часовых поясов;
4) при наличии данных, получаемых от ГНСС, автоматическое уточнение показаний часов реального времени в случае отклонения их показаний больше чем секунды в сутки;
5) работу часов реального времени при отсутствии электропитания от внешнего источника в течение не менее 12 месяцев;
6) регистрацию времени UTC, скорости и координат местонахождения транспортного средства, при наличии данных, получаемых от ГНСС, в некорректируемом виде не реже одного раза в секунду, за исключением периодов времени, в течение которых:
- не подается питание на бортовое устройство;
- транспортное средство не движется и не происходят какие-либо события, регистрируемые тахографом в соответствии с настоящими Требованиями.
11. Тахограф в рабочем режиме обеспечивает:
1) регистрацию следующих видов деятельности водителей: "управление", "работа", "готовность" или "перерыв/отдых";
2) расчет и регистрацию непрерывного времени управления и совокупного времени перерывов в работе водителя;
3) выбор первым или вторым водителем вручную функций: "работа", "готовность" или "перерыв/отдых";
4) автоматическую регистрацию функции "управление" для водителя, управляющего движущимся транспортным средством, и "готовность" для второго водителя;
5) автоматическую регистрацию функции "работа" при остановке транспортного средства в случае его управления одним водителем;
6) регистрацию изменения вида деятельности водителя транспортного средства через 120 секунд после автоматического переключения на функцию "работа" в связи с остановкой транспортного средства;
7) регистрацию в некорректируемом виде данных об изменении вида деятельности водителя.
12. Тахограф при вводе двух действительных карт водителя регистрирует статус управления "экипаж" и во всех других случаях регистрирует статус управления "один".
13. Тахограф при вводе данных обеспечивает:
1) автоматическое определение и регистрацию координат мест, в которых начинаются и заканчиваются ежедневные периоды работы;
2) после ввода карты водителя автоматическое предложение водителю осуществить ручной ввод информации, в том числе:
- вывести на дисплей информацию о дате и времени последнего извлечения этой карты и вывести запрос, означает ли данный ввод карты продолжение текущего ежедневного периода работы;
- вывести на дисплей запрос о вводе данных, о виде деятельности ("работа", "готовность" или "перерыв/отдых") с указанием даты и времени начала и завершения;
3) ожидание ввода информации в течение одной минуты с выводом индикации на дисплей о том, что включен режим ожидания ввода, и подачи звукового сигнала по истечении 30 секунд;
4) регистрацию факта, что водителем не выполнен ручной ввод данных, если в течение одной минуты он не начал ввод запрашиваемой тахографом информации;
5) ручной ввод данных о видах деятельности: "работа", "готовность" или "перерыв/отдых" в соответствии со следующими алгоритмами:
- если держатель карты водителя вводит утвердительный ответ на предложение указать "название места, в котором начинается ежедневный период работы", то на дисплей выводится надпись с предложением ввести вручную данные о деятельности в хронологическом порядке за период времени, в течение которого карта не была вставлена в тахограф;
- если время завершения деятельности, введенное вручную, соответствует времени ввода карты, то процесс ручного ввода данных завершается;
- если держатель карты водителя вводит отрицательный ответ на предложение указать "название места, в котором начинается ежедневный период работы", то на дисплей выводится запрос о вводе в ручном режиме данных о деятельности в хронологическом порядке за период времени после извлечения карты до момента завершения работы;
- если держатель карты водителя не указывает, когда завершился предыдущий период работы, и вводит вручную данные о деятельности, время завершения которой соответствует времени ввода карты, тахограф регистрирует информацию о том, что ежедневный период работы завершился в начале первого периода "отдыха" (или периода, за который "нет данных") в момент извлечения карты;
- если время начала периода работы соответствует времени ввода карты, то на дисплей выводится запрос о вводе времени начала текущего ежедневного периода работы;
- если время начала текущего периода работы отличается от времени ввода карты, то на дисплей выводится запрос о вводе данных о деятельности в хронологическом порядке за период времени с начала текущего периода работы до момента ввода карты.
14. Тахограф обеспечивает:
1) ручной ввод и регистрацию в некорректируемом виде информации о следующих ситуациях:
- "неприменимо" - при движении транспортного средства без вставленной карты водителя или при движении со вставленной в тахограф картой контролера или картой предприятия;
- "переезд на пароме/поезде";
2) невозможность ввода информации о ситуации "переезд на пароме/поезде" если введена ситуация "неприменимо";
3) автоматическое прекращение регистрации информации о ситуации "неприменимо" при вводе карты водителя.
15. Тахограф исключает возможность доступа к данным тахографа и данным карт водителей неаутентифицированными субъектами доступа при установке блокировки в режиме работы "предприятие" и обеспечивает:
1) установку блокировки в положение "вкл" ("включено") или "выкл" ("выключено") при вводе карты и идентификации транспортного предприятия, которому принадлежит транспортное средство;
2) регистрацию даты и времени установки блокировки и даты и времени ее снятия;
3) вывод информации на дисплей при осуществлении блокировки транспортным предприятием, что предыдущая установленная им блокировка не снята и находится в положении "включено".
16. Тахограф обеспечивает вывод на дисплей:
1) предупреждающей информации:
- о превышении установленной для транспортного средства скорости движения;
- о нарушениях порядка передачи данных о скорости движения или несоответствии значений данных, полученных от датчика движения, и регистрируемой скорости транспортного средства, определенной на основании данных, получаемых от ГНСС;
- о вводе недействительной карты;
- об управлении без карты;
- о неисправности карты, возникшей в процессе работы;
- о нестыковке во времени;
- о виде неисправности;
- об окончании срока службы блока СКЗИ тахографа;
- о сбоях, неисправностях (отказах) тахографа;
- о случаях прекращения питания бортового устройства в течение более 10 секунд, за исключением случаев отключения питания в режиме "корректировка установочных данных":
2) данных из памяти тахографа:
- о деятельности водителей,
- о превышении скорости,
- о расстоянии, пройденном транспортным средством,
- о событиях и неисправностях;
3) иной информации:
- о загрузке данных на внешние устройства из защищенного архива и из карты;
- данные из блока СКЗИ тахографа: заводской номер блока СКЗИ тахографа, время, координаты местонахождения транспортного средства;
- о несовместимости карт в случае комбинации из любых действительных карт, отмеченных знаком "Х" в таблице 1 (приложение N 1 к настоящим Требованиям).
17. Тахограф при регистрации событий и неисправностей:
1) обеспечивает регистрацию в некорректируемом виде информации о вводе недействительной карты или карты, срок действия которой истек;
2) регистрирует информацию о событии "нестыковка во времени" в том случае, когда считанная с карты водителя текущая дата и время ее ввода в тахограф предшествуют дате и времени последнего ее извлечения;
3) регистрирует информацию об управлении без соответствующей карты в случае любой комбинации карт, отмеченной знаком "X" в таблице 2 (приложение N 1 к настоящим Требованиям).
4) регистрирует информацию о вводе карты во время управления в том случае, когда карта вставляется в любое считывающее устройство при виде деятельности водителя "управление";
5) при вводе карты водителя (мастерской), которая ранее была принудительно извлечена до завершения записи на нее данных, регистрирует данное событие и записывает на карту информацию о неправильном завершении последнего сеанса ее использования;
6) регистрирует данные о каждом случае превышения установленной для транспортного средства скорости движения;
7) регистрирует данные о случаях прекращения питания бортового устройства в течение более 10 секунд, за исключением случаев отключения питания в режиме "корректировка установочных данных";
8) регистрирует информацию о нарушениях потока данных о скорости движения или несоответствии значений данных, полученных от датчика движения, и регистрируемой скорости транспортного средства, определенной по данным, полученным от ГНСС;
9) регистрирует транспортирование транспортного средства в качестве груза;
10) регистрирует информацию о попытках и случаях нарушения системы защиты:
- данные о сбоях и неисправностях карт, возникших в процессе их работы;
- сбой в работе (отказ) бортового устройства;
- неисправность дисплея;
- сбой системы загрузки данных;
- сбой в работе датчика движения;
- сбой в работе блока СКЗИ тахографа;
- сбой в работе устройства обработки данных тахографа;
- сбой в работе программного обеспечения устройства обработки данных тахографа;
- сбой в работе связного модуля (при его наличии в составе тахографа);
- сбой в работе датчиков экстренного торможения и критического наклона транспортного средства;
- сбой в работе устройств ввода карт;
- сбой в работе печатающего устройства;
11) регистрирует аварийные события:
- отключение питания тахографа;
- нажатие кнопки "авария" (при наличии в составе бортового устройства такой функции и связного модуля);
- экстренное торможение (удар) и недопустимый наклон (переворот) транспортного средства (при наличии в составе бортового устройства датчика ускорения);
12) обеспечивает хранение в некорректируемом виде в течение 60 дней данных о пяти последних зарегистрированных аварийных событиях, включая данные о координатах движения транспортного средства в течение 24 часов, предшествовавших аварийному событию, по каждому событию.
18. Тахограф при проверке работоспособности обеспечивает:
1) обнаружение неисправности при подаче питания с помощью встроенной системы самопроверки параметров в соответствии с таблицей 3 (приложение N 1 к настоящим Требованиям);
2) регистрацию результатов проверки и вывод данных о результатах проверки на дисплей.
19. Тахограф при вводе карты контролера или предприятия обеспечивает выгрузку на внешние носители данных, содержащихся в памяти бортового устройства, защищенного архива блока СКЗИ тахографа и карты водителя.
При выгрузке на внешние носители данных, содержащихся в памяти бортового устройства, в состав этих данных блоком СКЗИ тахографа автоматически включается текущее время, дата, координаты местонахождения транспортного средства и заводской номер блока СКЗИ тахографа, подписанные квалифицированной электронной подписью.
Данные о формировании квалифицированной электронной подписи и значение хэш-функции регистрируются в памяти защищенного архива блока СКЗИ тахографа.
Доступ к памяти защищенного архива блока СКЗИ тахографа осуществляется только после проведения взаимной аутентификации карты (контролера, мастерской, предприятия) и блока СКЗИ тахографа.
Данные о проведенной аутентификации карты регистрируются в памяти защищенного архива блока СКЗИ тахографа.
Квалифицированный сертификат карты (контролера, мастерской, предприятия) определяет полномочия по доступу к защищенному архиву блока СКЗИ тахографа.
В данные, выгружаемые на внешние носители из памяти защищенного архива блока СКЗИ тахографа, автоматически включается дата, время, счетчик событий и квалифицированная электронная подпись.
20. Тахограф обеспечивает хранение в течение не менее 365 суток, в том числе и при отсутствии внешнего электропитания данных о:
- 2 190 циклах ввода и извлечения карт водителя;
- 93 440 случаях изменения деятельности водителей*(1).
21. Блок СКЗИ тахографа обеспечивает регистрацию в некорректируемом виде и хранение в защищенном архиве блока СКЗИ тахографа следующих идентификационных данных и фактов их изменения:
- наименование организации-изготовителя тахографа;
- адрес организации-изготовителя тахографа;
- номер платы бортового устройства;
- серийный номер тахографа;
- номер версии программного обеспечения для устройства обработки данных тахографа;
- дата установки версии программного обеспечения для устройства обработки данных тахографа;
- дата (месяц, год) изготовления тахографа;
- дата (месяц, год) ввода тахографа в эксплуатацию;
- наименование организации-изготовителя блока СКЗИ тахографа;
- заводской номер блока СКЗИ тахографа;
- дата (месяц, год) изготовления блока СКЗИ тахографа;
- дата (месяц, год) активизации блока СКЗИ тахографа;
- дата (месяц, год) вывода блока СКЗИ тахографа из эксплуатации.
22. Тахограф обеспечивает хранение следующих данных о вводе и извлечении карты водителя и карты мастерской:
- фамилия и имя держателя карты;
- номер карты, наименование организации, выдавшей карту, дата окончания срока действия карты (информация одновременно регистрируется блоком СКЗИ тахографа и сохраняется в его защищенном архиве);
- дата и время ввода карты (информация одновременно регистрируется блоком СКЗИ тахографа и сохраняется в его защищенном архиве);
- показание счетчика пробега транспортного средства в момент ввода карты;
- дата и время извлечения карты (информация одновременно регистрируется блоком СКЗИ тахографа и сохраняется в его защищенном архиве);
- показания счетчика пробега транспортного средства в момент извлечения карты;
- регистрационный номер предыдущего транспортного средства (VRN), для управления которым водитель использовал карту;
- информация о вводе держателем карты данных о своей деятельности вручную.
23. Тахограф обеспечивает хранение следующих данных о деятельности водителя:
- изменения деятельности водителя и второго водителя;
- ввод или извлечение карты водителя;
- статус управления: "экипаж", "один";
- состояние считывающего устройства: "водитель", "второй водитель";
- положение карты в соответствующем считывающем устройстве: "вставлена", "не вставлена";
- вид деятельности: "управление", "готовность", "работа", "перерыв/отдых";
- дата и время изменения деятельности водителя (второго водителя).
24. Тахограф обеспечивает хранение следующих данных о маршруте и координатах местоположения транспортного средства:
- дата, время и координаты маршрута транспортного средства (информация регистрируется блоком СКЗИ тахографа и сохраняется в его защищенном архиве);
- дата, время и координаты местоположения транспортного средства, в которых начинаются и заканчиваются ежедневные периоды работы;
- дата, время, расстояние, пройденное транспортным средством, названия региона и населенного пункта, название места, в котором начинался и заканчивался ежедневный период работы (при вводе их водителем), номер карты водителя (второго водителя), осуществившего ввод в ручном режиме указанных данных.
25. Тахограф ежесуточно (в 00 часов 00 минут) регистрирует данные о расстоянии, пройденном транспортным средством за прошедшие сутки, и хранит их в течение не менее 365 суток.
26. Тахограф обеспечивает хранение информации о скорости транспортного средства, регистрируемой один раз в секунду за последние 24 часа, в течение которых транспортное средство находилось в процессе движения.
27. Тахограф обеспечивает хранение (в том числе в защищенном архиве блока СКЗИ тахографа) информации о событиях в соответствии с таблицей 4 (приложение N 1 к настоящим Требованиям).
28. Тахограф регистрирует и обеспечивает хранение данных об обнаруженных сбоях и неисправностях в соответствии с таблицей 5 (приложение N 1 к настоящим Требованиям).
29. Тахограф регистрирует и обеспечивает хранение следующих данных о последних пяти корректировках установочных данных:
- цель корректировки установочных данных (первая установка, активизация, установка после ремонта (обслуживания), периодическая инспекция);
- наименование и адрес сервисного центра (далее - мастерской), выполнившего корректировку установочных данных;
- номер карты мастерской и срок ее действия;
- идентификационные данные транспортного средства (прежние и новые);
- осуществление регулировки устройства ограничения скорости;
- осуществление регулировки счетчика пробега (прежние и новые показания);
- осуществление корректировки даты и времени (прежние и новые значения).
30. Тахограф регистрирует и обеспечивает хранение следующих данных о корректировке даты и времени (данные об автоматической корректировке времени в памяти тахографа не регистрируются):
- последняя корректировка даты и времени, включая их прежние и новые значения;
- пять корректировок даты и времени после последнего технического обслуживания, не относящегося к плановому техническому обслуживанию, включая их прежние и новые значения.
31. Тахограф регистрирует и обеспечивает хранение следующих данных о последних 20 проведенных контрольных операциях:
- дата и время контроля;
- номер карты контролера;
- осуществленный вывод данных (на дисплей, на печать, загрузка с бортового устройства, загрузка с карты водителя).
32. Тахограф регистрирует и обеспечивает хранение следующих данных о последних 20 блокировках, установленных транспортным предприятием:
- дата и время блокировки;
- дата и время разблокировки;
- номер карты предприятия;
- название и адрес транспортного предприятия.
33. Тахограф регистрирует и обеспечивает хранение следующих данных о последней загрузке информации на внешний носитель в режиме "предприятие" или "корректировка установочных данных":
- дата и время загрузки;
- номер карты предприятия или мастерской;
- название транспортного предприятия или мастерской.
34. Тахограф регистрирует и обеспечивает хранение следующих данных о ситуациях "неприменимо" и "переезд на пароме/поезде":
- дата и время ввода информации о ситуации;
- тип ситуации и время ее действия.
35. Тахограф обеспечивает загрузку следующей хранящейся на карте водителя информации:
1) идентификационные данные карты, идентификационные данные водителя, данные о ранее использованном им транспортном средстве; 2) дата и время последнего извлечения карты и вида деятельности, выбранного водителем в момент извлечения; 3) данные о проверке правильности завершения последнего сеанса использования карты; 4) данные о времени непрерывного управления транспортным средством, совокупного времени перерывов и совокупного времени управления за предыдущую и текущую неделю; 5) данные о выводе на печать информации, записанной на карте водителя; 6) данные о загрузке информации с карты водителя на внешний носитель.
36. Тахограф выводит на дисплей и регистрирует информацию о том, что карта неисправна или недействительна, если после трех попыток выполнить команду "загрузить данные" информация не загрузилась.
37. Тахограф обеспечивает:
1) выгрузку на карту водителя или мастерской (сразу же после ее ввода) данных о сеансе использования карты, включающих дату и время начала ввода карты, показания счетчика пробега транспортного средства;
2) выгрузку на карту водителя или мастерской (сразу же после ее ввода) зарегистрированных данных, относящихся к периоду времени, в течение которого соответствующая карта была вставлена в тахограф;
3) удаление из памяти карты при заполнении объема ее памяти записей самых ранних данных для записи на это место последних зарегистрированных данных.
38. При выводе данных на дисплей тахограф обеспечивает:
1) поддержку дисплеем набора латинских знаков и кириллицы;
2) вывод на дисплей сообщения, включающего не менее 20 знаков, минимальный размер знаков 5 мм по высоте и 3,5 мм по ширине;
3) отображение после цифр символов "км" в месте показания пройденного транспортным средством пути и "км/ч" в месте показаний скорости;
4) вывод на дисплей пиктограмм;
5) отображение на дисплее следующих данных по умолчанию:
- дата и местное время;
- данные о пробеге транспортного средства;
- скорость транспортного средства;
- режим работы;
- вид деятельности водителя:
- в режиме "управление" - время непрерывного управления и продолжительность времени совокупных перерывов;
- в ином режиме - продолжительность вида деятельности водителя с момента выбора этой функции и совокупная продолжительность времени перерывов на данный момент;
- при статусе "экипаж" - вид деятельности второго водителя и продолжительность его деятельности (с момента выбора этой функции);
- сообщения об изменениях режимов работы;
- фамилия держателя карты в момент ее ввода;
- информация о ситуации "неприменимо";
6) отображение на дисплее следующей предупреждающей индикации:
- "ввод недействительной карты";
- "превышение скорости";
- "прекращение электропитания";
- другие события, предупреждение о наступлении которых предусмотрено настоящими Требованиями;
7) отображение на дисплее следующей индикации выполнения команд, подаваемых с использованием меню:
- "данные об автомобиле";
- "данные первого водителя";
- "данные второго водителя";
- "данные о скорости";
- "данные о событиях и неисправностях";
- "загрузка данных";
8) отображение на дисплее следующих иных данных, выводимых по соответствующей команде:
- дата, время UTC и местное время, заданное водителем в ручном режиме;
- время непрерывного вождения и суммарное время перерывов водителя;
- время непрерывного вождения и суммарное время перерывов второго водителя;
- суммарное время непрерывного вождения водителя за предыдущую и текущую неделю;
- суммарное время непрерывного вождения второго водителя за предыдущую и текущую неделю;
- суммарное время вождения водителя за текущий дневной период;
- суммарное время вождения второго водителя за текущий дневной период.
39. Тахограф при распечатке данных обеспечивает:
1) до выдачи распечатки - запись данных в память карты водителя;
2) выдачу "ежедневной распечатки данных о деятельности водителя, записанных на карте" при вставленной карте водителя;
3) выдачу "распечатки данных о событиях и неисправностях" при вставленной карте мастерской или карте водителя;
4) осуществление по соответствующей команде выбора необходимой распечатки при одновременно вставленных картах водителя и мастерской;
5) возобновление печатания после загрузки бумаги с начала распечатки;
6) вывод на печать информации, содержащейся в его памяти и в памяти карт, в виде следующих шести распечаток:
- "ежедневная распечатка данных о деятельности водителя, записанных в карте водителя";
- "ежедневная распечатка данных о деятельности водителя, записанных в тахографе",
- "распечатка данных о событиях и ошибках, хранящихся на карте водителя";
- "распечатка данных о событиях и неисправностях, записанных в тахографе";
- "распечатка технических данных транспортного средства";
- "распечатка данных о превышении скорости".
40. Вывод распечатки завершается печатанием на ней зарегистрированных в защищенном архиве блока СКЗИ тахографа следующих данных:
1) текущее время, дата;
2) координаты местонахождения транспортного средства;
3) заводской номер блока СКЗИ тахографа.
41. Печатающее устройство тахографа:
1) обеспечивает печать в строке 24 знаков, минимальный размер которых составляет 2,1 мм по высоте и 1,5 мм по ширине;
2) поддерживает наборы латинских знаков и кириллицы.
42. Тахограф обеспечивает:
1) вывод на дисплей визуальных предупреждений в течение не менее
30 секунд, сопровождаемых звуковым сигналом в случае обнаружения любого события или неисправности;
2) прекращение звукового сигнала при нажатии на клавишу тахографа для подтверждения о принятии данного предупреждения к сведению;
3) предупреждение водителя за 15 минут до момента и в момент превышения максимального разрешенного времени непрерывного управления транспортным средством;
4) выводит на дисплей причину предупреждения и сохраняет ее видимой до тех пор, пока пользователь не нажмет на клавишу тахографа для подтверждения о принятии данного предупреждения к сведению.
43. Тахограф в режиме "корректировки установочных данных" обеспечивает возможность:
1) корректировки даты и времени;
2) корректировки показания счетчика расстояния, пройденного транспортным средством;
3) регулировки установленного ограничения скорости.
44. Тахограф переключается в режим в зависимости от типа вставленных карт в соответствии с таблицей 6 (приложение N 1 к настоящим Требованиям).
III. Требования к картам
45. Внешний вид карт приведен в приложении N 2 к настоящим Требованиям.
46. Конструкция и физические характеристики карт:
1) типоразмер - ID-1 (CR-80)*(2); 2) материал изготовления - поликарбонат; 3) тип карты - контактная.
47. Карты являются защищенной от подделок полиграфической продукцией и содержат не менее двух защитных элементов, изготовленных с применением полиграфических, голографических, информационных, микропроцессорных и иных способов защиты полиграфической продукции, предотвращающих их подделку.
48. Текст карт печатается на фоне следующего цвета:
1) карта водителя: белый; 2) карта контролера: голубой; 3) карта мастерской: красный; 4) карта предприятия: желтый.
49. Карта соответствует требованиям к материальным носителям биометрических персональных данных и технологиям хранения таких данных вне информационных систем персональных данных, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 2008 г. N 512 "Об утверждении требований к материальным носителям биометрических персональных данных и технологиям хранения таких данных вне информационных систем персональных данных"*(3).
50. Состав команд операционной системы карты, способы организации хранения данных и система разграничения доступа к данным карты соответствуют требованиям по защите информации, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2012 г. N 1119 "Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных"*(4).
51. Структура данных в карте организована в виде иерархической файловой системы.
52. Интерфейс карты поддерживает режимы Т=0 и Т=1.
53. Карта функционирует при напряжении питания:
54. Карта имеет состоящий из четырех цифр PIN-код, используемый для ее аутентификации.
55. Разработка и производство карты осуществляется с соответствии с Положением о разработке, производстве, реализации и эксплуатации шифровальных (криптографических) средств защиты информации (Положение ПКЗ-2005), утвержденным приказом ФСБ России от 9 февраля 2005 г. N 66 (зарегистрирован Минюстом России 3 марта 2005 г., регистрационный N 6382).
56. Карта обеспечивает хранение:
1) идентификационных данных встроенного микропроцессора (серийный номер); 2) серийного номера карты; 3) идентификатора организации-изготовителя карты.
57. Карта водителя, кроме данных, указанных в пункте 56 настоящих Требований, обеспечивает хранение следующих идентификационных данных:
1) номер карты; 2) наименование организации, выдавшей карту, дата выдачи; 3) дата начала действия карты, дата окончания срока действия карты; 4) фамилия и имя держателя карты; 5) дата рождения держателя карты; 6) номер водительского удостоверения; 7) наименование органа, выдавшего водительское удостоверение.
58. Карта водителя обеспечивает хранение не менее 84 записей следующих данных за каждый календарный день, в течение которого используется эта карта, включая каждый период использования транспортного средства в течение указанного дня (период использования включает все последовательные циклы ввода/извлечения карты на транспортном средстве):
1) дата и время первого использования транспортного средства (то есть первый ввод карты за этот период использования транспортного средства или 00 часов 00 минут, если в этот момент данный период использования продолжается) и показание счетчика пробега транспортного средства;
2) дата и время последнего использования транспортного средства (то есть последнее извлечение карты в течение этого периода использования транспортного средства или 23 часа 59 минут, если в этот момент использование продолжается) и показания счетчика пробега транспортного средства;
3) государственный регистрационный номер транспортного средства (VRN).
59. Карта водителя обеспечивает хранение за последние 28 дней следующих данных о каждом календарном дне, в течение которого используется данная карта или в течение которого водитель внес вручную данные о своей деятельности:
1) дата;
2) счетчик ежедневного присутствия (показания которого увеличиваются на одну единицу за каждый календарный день);
3) общее расстояние, пройденное водителем на транспортном средстве в течение этого дня;
4) статус водителя на 00 часов 00 минут;
5) время изменения:
- статуса управления (экипаж, один);
- состояния считывающего устройства (водитель, второй водитель);
- положения карты (вставлена, не вставлена);
- вида деятельности (управление, готовность, работа, перерыв/отдых).
60. Карта водителя обеспечивает хранение не менее 42 записей данных о местах, в которых начинаются и/или заканчиваются ежедневные периоды работы, введенные водителем:
1) дата и время ввода; 2) показания счетчика пробега транспортного средства.
61. Карта водителя обеспечивает хранение данных о следующих типах событий, зарегистрированных тахографом со вставленной в него картой:
1) нестыковка времени (в тех случаях, когда причиной этого события является данная карта); 2) ввод карты в процессе управления (в тех случаях, когда причиной этого события является данная карта); 3) последний сеанс использования карты, который был завершен неправильно (в тех случаях, когда причиной этого события является данная карта); 4) прекращение электропитания; 5) ошибка данных о движении; 6) попытки нарушения защиты.
62. Карта водителя обеспечивает хранение следующих данных о шести последних событиях каждого типа, указанных в пункте 61 настоящих Требований:
1) код события; 2) дата и время начала события (или ввода карты, если это событие в данный момент продолжается); 3) дата и время конца события (или извлечения карты, если в данный момент это событие продолжается); 4) регистрационный номер транспортного средства; 5) в случае события "Нестыковка времени":
- дата и время начала события (соответствуют дате и времени извлечения карты из предыдущего транспортного средства);
- дата и время завершения события (соответствуют дате и времени ввода карты в транспортное средство, используемое в данный момент);
- данные о транспортном средстве (соответствуют используемому транспортному средству, к которому относится данное событие);
6) в случае события "последний сеанс использования карты завершен неправильно":
- дата и время начала события (соответствуют дате и времени ввода карты применительно к неправильно завершенному сеансу ее использования);
- дата и время завершения события (соответствуют дате и времени ввода карты, относящимся к сеансу ее использования, в ходе которого было обнаружено данное событие);
- данные о транспортном средстве (соответствуют транспортному средству, на котором сеанс использования карты был завершен неправильно).
63. Карта водителя обеспечивает хранение данных о следующих видах неисправностей, обнаруженных тахографом с введенной в него картой:
1) сбой в работе карты (в том случае если причиной события является карта); 2) сбой в работе тахографа.
64. Карта водителя обеспечивает хранение следующих данных о 12 последних зарегистрированных сбоях в работе карт и сбоях в работе тахографа:
1) код неисправности; 2) дата и время возникновения неисправности (или дату и время ввода карты, если в момент ввода карты неисправность присутствовала); 3) дата и время устранения неисправности (или дату и время извлечения карты, если в этот момент времени неисправность сохранялась); 4) регистрационный номер транспортного средства.
65. Карта водителя обеспечивает хранение одной записи следующих данных о проверочных операциях:
1) дата и время проверки; 2) номер карты контрольного органа и название выдавшей ее организации; 3) тип проверки (вывод на дисплей и/или на печать, и/или загрузка данных с бортового устройства, и/или загрузка данных с карты); 4) период, за который загружаются данные (в случае загрузки); 5) регистрационный номер транспортного средства.
66. Карта водителя обеспечивает хранение данных, касающихся транспортного средства, на котором был начат сеанс ее использования:
1) дата и время начала сеанса (ввода карты); 2) регистрационный номер транспортного средства.
67. Карта водителя обеспечивает хранение 56 записей следующих данных о ситуациях "неприменимо" и "переезд на пароме/поезде", введенных при вставленной карте:
1) дата и время начала ввода; 2) тип ситуации.
68. Карта мастерской обеспечивает хранение данных, необходимых для осуществления активизации тахографа и блока СКЗИ тахографа.
69. Карта мастерской обеспечивает хранение следующих идентификационных данных:
1) номер карты; 2) название организации, выдавшей карту, дата выдачи; 3) дата начала действия карты, дата истечения срока действия карты; 4) название мастерской; 5) адрес мастерской; 6) фамилия и имя держателя. 7) четырех записей данных о транспортных средствах; 8) трех пар записей данных о начале и/или завершении ежедневных периодов работы; 9) данных о событиях и неисправностях; 10) данных о трех последних событиях каждого типа, указанных в пункте настоящих Требований и данных о шести последних неисправностях каждого вида, указанных в пункте 63 настоящих Требований; 11) данных о проверочных операциях; 12) двух записей данных о ситуациях "неприменимо" и "переезд на пароме/поезде".
70. Карта мастерской обеспечивает хранение:
1) информации о количестве корректировок установочных данных, произведенных с ее использованием, и количестве корректировок установочных данных, произведенных с момента последней загрузки данных; 2) следующей информации о последних 88 корректировках установочных данных:
- вид корректировки установочных данных: активизация, первая установка, установка, периодическая инспекция;
- идентификационные данные транспортного средства;
- данные о регулировке: устройства ограничения скорости, показаний счетчика пробега (новые и прежние показания), даты и времени (новые и прежние показания);
- идентификационные данные тахографа.
71. Карта контролера обеспечивает хранение следующих идентификационных данных:
1) номер карты; 2) название выдавшей карту организации, дата ее выдачи; 3) дата начала действия карты, дата истечения срока действия карты; 4) название контрольного органа; 5) адрес контрольного органа.
72. Карта контролера обеспечивает хранение 230 записей следующих данных о проверочных операциях:
1) дата и время проверки; 2) тип проверки (вывод на дисплей и/или на печать, и/или загрузка данных с бортового устройства, и/или загрузка с карты); 3) период, за который загружаются данные (в соответствующих случаях); 4) регистрационный номер транспортного средства;
5) номер проверенной карты водителя и наименование организации, выдавшей карту.
73. Карта предприятия обеспечивает хранение следующих идентификационных данных:
1) номер карты; 2) название организации, выдавшей карту, дата выдачи; 3) дата начала действия карты, дата истечения срока действия карты; 4) название транспортного предприятия; 5) адрес транспортного предприятия.
74. Карта предприятия обеспечивает хранение 230 записей следующих данных о действиях транспортного предприятия:
1) дата и время осуществленного действия; 2) тип действия (блокировка и/или разблокировка бортового устройства, и/или загрузка данных с бортового устройства, и/или загрузка данных с карты); 3) период, за который загружаются данные (в соответствующем случае); 4) регистрационный номер транспортного средства; 5) номер карты водителя и название организации, выдавшей карту (в случае загрузки данных с карты).
IV. Требования по защите информации
75. Тахограф обеспечивает регистрацию в некорректируемом виде данных о скорости и маршруте движения транспортного средства, времени периодов труда и отдыха водителя транспортного средства созданием квалифицированной электронной подписи, присоединяемой к защищаемым данным, и разграничение доступа к защищаемой информации с использованием шифровальных (криптографических) средств.
76. Реализация криптографических алгоритмов, необходимых для вычисления квалифицированной электронной подписи, проведения процедур аутентификации и обеспечения защиты информации, обрабатываемой и хранимой в тахографе и подлежащей защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществляется блоком СКЗИ тахографа и картами.
77. Разработка блока СКЗИ тахографа и карт осуществляется в соответствии с Положением о разработке, производстве, реализации и эксплуатации шифровальных (криптографических) средств защиты информации (Положение ПКЗ-2005), утвержденным приказом ФСБ России от 9 февраля 2005 г. N 66 (зарегистрирован Минюстом России 3 марта 2005 г., регистрационный N 6382).
V. Требования к тахографу, картам, блоку СКЗИ тахографа при их выпуске, активизации, эксплуатации и утилизации
78. Организации-изготовители осуществляют разработку и производство моделей тахографа, моделей карты и моделей блока СКЗИ тахографа (далее - оборудования) в соответствии с настоящими Требованиями.
79. Модель карты тахографа и модель блока СКЗИ тахографа должна соответствовать настоящим Требованиям при использовании во всех моделях тахографов, учтенных в перечне сведений о моделях тахографов.
80. Модель блока СКЗИ тахографа и модель тахографа должны соответствовать настоящим Требованиям при использовании со всеми моделями карт, учтенных в перечне сведений о моделях карт.
81. Производство, распространение и техническое обслуживание блоков СКЗИ тахографа и карт осуществляются в соответствии с Положением о разработке, производстве, реализации и эксплуатации шифровальных (криптографических) средств защиты информации (Положение ПКЗ-2005), утвержденным приказом ФСБ России от 9 февраля 2005 г. N 66 (зарегистрирован Минюстом России 3 марта 2005 г., регистрационный N 6382).
82. Создание и выдача квалифицированных сертификатов блоков СКЗИ тахографа и карт осуществляется с учетом требований, предусмотренных Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи"*(5) и нормативными правовыми актами, регулирующими создание и выдачу квалифицированных сертификатов.
83. Тематические исследования карт и блоков СКЗИ тахографа, в том числе в составе тахографа, на соответствие требованиям по безопасности информации осуществляются в соответствии с Положением о разработке, производстве, реализации и эксплуатации шифровальных (криптографических) средств защиты информации (Положение ПКЗ-2005), утвержденным приказом ФСБ России от 9 февраля 2005 г. N 66 (зарегистрирован Минюстом России 3 марта 2005 г., регистрационный N 6382).
84. Осуществление выпуска карт, создание и выдача квалифицированных сертификатов карт, выполнение иных, необходимых для выполнения указанных работ функций, предусмотренных Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи", выполняют организации, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации к организациям, осуществляющим данный вид деятельности.
85. Выпуск и аннулирование выпущенных квалифицированных сертификатов блоков СКЗИ тахографа и карт осуществляет удостоверяющий центр, аккредитованный в установленном порядке.
86. Загрузку ключевой информации в карты и блоки СКЗИ тахографов осуществляют организации-изготовители карт и блоков СКЗИ тахографов.
87. Карты контролера, мастерских и предприятия содержат квалифицированный сертификат, определяющий полномочия держателя карты при доступе к данным тахографа, к данным защищенного архива СКЗИ тахографа и данным карты водителя.
88. Создание ключей квалифицированной электронной подписи блока СКЗИ тахографа и карт осуществляется с применением средств, соответствующих требованиям Положения о разработке, производстве, реализации и эксплуатации шифровальных (криптографических) средств защиты информации (Положение ПКЗ-2005), утвержденного приказом ФСБ России от 9 февраля 2005 г. N 66 (зарегистрирован Минюстом России 3 марта 2005 г., регистрационный N 6382).
89. При активизации блока СКЗИ тахографа должно обеспечиваться выполнение следующих требований к тахографу:
1) блоки СКЗИ тахографа в организации-изготовители тахографов и в мастерские поступают с загруженной ключевой информацией;
2) ключевая информация, загруженная в блок СКЗИ тахографа в процессе его производства, до загрузки в него квалифицированного сертификата блока СКЗИ тахографа и завершения активизации СКЗИ тахографа не принадлежит владельцу транспортного средства;
3) активизация блока СКЗИ тахографа осуществляется после аутентификации им карты мастерской;
4) тахограф с неактивизированным блоком СКЗИ тахографа записывает на карту мастерской данные, необходимые для создания квалифицированного сертификата ключа блока СКЗИ тахографа (далее - данные для создания сертификата ключа);
5) мастерская направляет данные для создания сертификата ключа в аккредитованный удостоверяющий центр;
6) мастерская, получив квалифицированный сертификат ключа блока СКЗИ тахографа, записывает его на карту мастерской;
7) ввод квалифицированного сертификата ключа блока СКЗИ тахографа с карты мастерской в блок СКЗИ тахографа осуществляется путем ввода карты мастерской в тахограф, ввода PIN-кода и аутентификации карты мастерской блоком СКЗИ тахографа;
8) проверка завершения загрузки квалифицированного сертификата ключа блока СКЗИ тахографа с карты мастерской в блок СКЗИ тахографа проводится путем взаимной аутентификации карты мастерской и блока СКЗИ тахографа;
9) после загрузки в блок СКЗИ тахографа квалифицированного сертификата ключа блока СКЗИ тахографа осуществляется загрузка в блок СКЗИ тахографа идентификационных данных транспортного средства, а также установочных параметров, требующих сохранения в защищенном архиве блока СКЗИ тахографа;
10) после загрузки в блок СКЗИ тахографа идентификационных данных транспортного средства и установочных параметров, требующих сохранения в защищенном архиве блока СКЗИ тахографа, активизация блока СКЗИ тахографа завершается, ключевая информация, загруженная в блок СКЗИ тахографа, с этого момента принадлежит владельцу транспортного средства;
11) мастерская направляет сведения об активизированных тахографе и блоке СКЗИ тахографа для их внесения в соответствующие перечни.
90. Срок действия ключей квалифицированной электронной подписи и квалифицированных сертификатов блока СКЗИ тахографа не превышает трех лет.
91. Срок действия ключей квалифицированной электронной подписи и квалифицированных сертификатов карт не превышает срока действия карт:
1) срок действия квалифицированных сертификатов карт водителей не превышает трех лет; 2) срок действия квалифицированных сертификатов карт мастерских не превышает одного года; 3) срок действия квалифицированных сертификатов карт контролера не превышает двух лет; 4) срок действия квалифицированных сертификатов карт предприятия не превышает трех лет.
VI. Загрузка данных на внешние носители
92. Тахограф обеспечивает выгрузку данных на внешний носитель, а также использует протоколы, применение которых необходимо для правильной передачи данных и для обеспечения универсальной совместимости формата, в котором они загружаются.
93. На внешние носители по соответствующим запросам и предъявленным полномочиям загружаются данные:
1) из бортового устройства; 2) из защищенного архива блока СКЗИ тахографа; 3) c карты тахографа.
94. Тахограф обеспечивает передачу шести типов данных:
1) обзор; 2) деятельность на указанную дату; 3) события и неисправности; 4) подробные данные о скоростном режиме; 5) технические данные; 6) выгрузка данных c карты.
95. Для обеспечения контроля подлинности и целостности данных, сохраняемых на внешнем носителе, при загрузке они подписываются квалифицированной электронной подписью в соответствии с настоящими Требованиями.
96. В состав загружаемой информации включаются идентификационные данные источника (тахограф, блок СКЗИ тахографа, карта) и соответствующий квалифицированный сертификат.
97. Проверка подлинности и целостности загруженных данных осуществляется с помощью открытого ключа проверки квалифицированной электронной подписи, содержащегося в квалифицированном сертификате.
98. Данные загружаются на внешнее устройство за один сеанс в виде одного файла.
99. При выгрузке данных из бортового устройства тахограф обеспечивает:
1) идентификацию соответствующей карты, вставленной в считывающее устройство и подтверждение соответствующих прав доступа к функции загрузки и загружаемым данным; 2) возможность формирования защищенного канала связи между внешним носителем и бортовым устройством; 3) возможность выбора данных для загрузки; 4) запись на внешний носитель запрашиваемых данных; 5) завершение сеанса загрузки.
100. Тахограф обеспечивает построение протокола взаимодействия с внешними носителями.
101. Тахограф при загрузке данных с карты обеспечивает всю процедуру от перезапуска карты считывающим устройством до ее извлечения или новой перезагрузки карты.
102. Тахограф обеспечивает выполнение процедур инициализации:
1) для неподписанных файлов данных; 2) для подписанных файлов данных; 3) для обнуления счетчика настройки установочных данных.
103. Тахограф обеспечивает загрузку данных с соблюдением следующих требований:
1) последовательность байтов, а также последовательность битов внутри каждого байта переносимых с карты данных при их сохранении остается неизменной; 2) все файлы, загружаемые с карты за один сеанс загрузки, сохраняются на внешнем носителе в виде одного файла.
_____________________________
*(1) Европейское соглашение, касающееся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР, Женева, 1 июля 1970 г.), Добавление 1В к ЕСТР. - Бюллетень международных договоров. 2009. N 3. С. 3-76 (СССР присоединился к Соглашению 31.07.1978 с оговоркой и заявлением. Соглашение вступило в силу для СССР 27.01.1979).
*(2) ГОСТ Р ИСО/МЭК 7810-2006 "Карты идентификационные. Физические характеристики".
*(3) Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 28, ст. 3384.
*(4) Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 5, ст. 6357.
*(5) Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 15, ст. 2036, 2012, N 29, ст. 3988. |