Тарировка
Тарировка - что это за непонятное слово? Что подразумевается под тарировкой? Для чего нужна тарировка?
Эти вопросы не дают покоя многим людям, кто впервые сталкивается с системами спутникового мониторинга транспорта и контроля топлива и впервые слышит данный термин.
Давайте разберемся - какой процесс в сфере спутникового контроля транспорта называется тарировкой. Для начала определимся с самим термином и узнаем, что пишут словари по поводу тарировки.
- Большой толковый словарь современного русского языка Д.Н. Ушакова на эту тему сообщает: "Тарировать - проверить (проверять) показания каких-нибудь приборов путем сличения с показаниями контрольных приборов."
- Словарь русских синонимов сообщает: "Тарировать - калибровать, градуировать"
- В Викисловаре находим: "Тарировка - градуировка измерительных приборов и регулирующих устройств", "Калибровка - проверка или измерение шкалы делений какого-нибудь измерительного прибора, сопоставление делений инструментальной шкалы со значениями измеряемой величины"
Теперь термин "тарировка" стал понятен и уже не вызывает вопросов. Осталось разобраться, какую роль играет тарировка в спутниковом мониторинге транспорта при помощи систем ГЛОНАСС и GPS.
И в этом случае, оказывается, всё достаточно просто. Все датчики уровня топлива универсальны и подходят под любой топливный бак. ДУТ различаются лишь длиной трубок. Но все баки разные по форме и объему. Два разных бака могут быть, например, одинаковой высоты, но разной длины. В связи с этим их объемы будут сильно отличаться. Так вот, чтобы диспетчер видел точное количество топлива в баках ДУТ необходимо откалибровать или тарировать. Чтобы в итоге получить тарировочную таблицу.
Тарировочная таблица - таблица, составляемая в процессе тарировки. Содержит в одной колонке данные, выдаваемые ДУТ, а во второй колонке соответствующие им значения в литрах.
Полное описание процесса тарировки выглядит так:
- Сначала на верхней плоскости бака находят (приблизительно) центр бака.
- В точке, максимально близкой к центру бака высверливается отверстие под датчик уровня топлива. Если доступ к верхней плоскости бака ограничен - бак демонтируется.
- На подготовленное место устанавливается и герметично закрепляется с помощью саморезов и прокладки ДУТ.
- Устанавливается и подключается GPS ГЛОНАСС терминал мониторинга, к нему подключается ДУТ.
- К началу процесса тарировки бак должен быть абсолютно пустой.
- Специальным (эталонным) мерным ведром в бак заливаются порции топлива по 5, 10 или 20 литров и после каждой порции показатели датчика записываются в тарировочную таблицу.
- В дальнейшем программа диспетчера на основании тарировочной таблицы показывает количество топлива в баке сразу в литрах и миллилитрах.
Кроме емкостных существуют еще ультразвуковые датчики уровня топлива. Процесс тарировки происходит абсолютно аналогично. Разница состоит лишь в том, что ультразвуковой датчик устанавливается не сверху, а снизу топливного бака, и отверстие для него не высверливается.
Дополнительно рекомендуем посмотреть инструкцию по тарировке бака.
Google |